принимать активное участие в  работе Комиссии по вопросам подтверждения стажа работы  для отдельных категорий работников, дающего право на назначение пенсий на льготных условиях или за выслугу лет в случаях ликвидации предприятия, учреждения, организации без определения правопреемника (далее Комиссия).

За  период с января по  май  2018 г. Комиссией было рассмотрено     более 510 заявлений бывших работников  ликвидированных предприятий, не имеющих правопреемников, о подтверждении стажа работы, дающего право на назначение им пенсий на льготных условиях или за выслугу лет. 

По   315 заявлениям бывших  работников  (61,8%) льготный стаж был подтвержден в полном объеме.  

15  заявителям   было отказано в подтверждении стажа работы,  дающего право на назначение пенсий на льготных условиях или за выслугу лет полностью   в связи с отсутствием документов, подтверждающих работу в тяжелых и вредных условиях, отсутствием у заявителей начислений заработной платы за этот период, отсутствием профессий в списках № 1 и №2 .

По 180 заявлениям работников (35, 3%) – стаж работы подтвержден частично по причинам несвоевременно проведенной аттестации рабочих мест, отсутствия аттестации рабочего места.

Отказ в зачислении льготного стажа составляет от  одного-двух  дней до нескольких месяцев (лет).

 В 2017 г. за этот же период было отказано в зачислении льготного стажа по этим причинам всего 23 % заявителей.

В своей работе    Комиссия  руководствовалась  Порядком применения Списков № 1 и № 2  производств работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях,  утвержденным приказом Министерства труда и  соц. политики ДНР № 32/5 от 03.04.2017 г. (далее Порядок)

Согласно пункту 8.вышеуказанного  Порядка «Результаты аттестации (как первичной, так и очередной) применяются при исчислении льготного стажа в течение 5 лет после их утверждения при условии, что в течение этого периода времени на данном предприятии существенно не изменялись условия и характер труда (производство, работа, рабочее место), наличие которых дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях.

Такой же порядок применяется в случае прекращения деятельности предприятия с определением правопреемника.

В случае существенного изменения условий и характера труда или в случае реорганизации предприятия правопреемником для подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях проводится внеочередная аттестация».

Именно  8-ой пункт Порядка служит основанием для  отказа в зачислении  периодов работы во вредных и  тяжелых условиях труда, даже между аттестациями, несмотря на то, что  последующей  аттестацией было  подтверждено, что  условия и характер труда (производство, работа, рабочее место), наличие которых дает право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях – не изменились.

Так, по пункту 8  Порядка в связи с несвоевременно проведенной аттестацией рабочего места не засчитан  стаж работы:

Гончаровой Т.Е,, машинисту конвейера ГОАО «Управления по обогащению качества  угля» ГХК  «Шахтерскантрацит»  по списку № 2,  период  работы с     01.05.97 г. по 31.07.99 г.   (2 года 3мес.);

-Исмаилову С.А., электросварщику ручной сварки Донецкого завода крупнопанельного машиностроения   по списку № 2,  период работы    с 11.04.2000 г.   по 12.06.2002 г. (2 года 3мес.) ;

 -Сребному Г.В., зам. начальника участка, зам. директора по производству шахты «Винницкая» по Списку № 1,   период работы  с  01.06.93 г.   по 22.05.95 г.  (почти 2 года);

  — Ткачук С.Н., машинисту подъема  поверхности ГОАО «Шахта Кировская» по Списку № 2, период работы   с 01.03.2001 г. по 25.02.2003 г.(почти 2 года)   и др.

В связи с отсутствием аттестации рабочих мест в зачислении в стаж работы, дающий право на льготную пенсию было отказано:

-Кужалевичу Л.И.,   электрослесарю  по ремонту оборудования     шахты «Винницкая» не засчитано  в льготный стаж  по Списку № 2,      периоды работы с 17.08 2000 г. по  21.08. 2004 г. (4 года);  с 26.10.2005 г. по 31.05. 2007 г. (1 год 5 мес.) В общей сложности ему  не засчитано по списку № 2  —  5 лет и 5 мес.);

-Боровикову  А.В., электрогазосваршику ОАО «Стройдеталь»  не засчитан в льготный стаж по списку № 2,  период работы с  22.08.92 г. по 22.02.96 г.   (5 лет и 6 мес.);

 -Катасонову А.В., зам. главного механика шахтоуправления им. газеты Правда не засчитан в  стаж по списку № 1,  период работы с  02.11.92 г. по 05.11.95 г.   (почти 3 года);

-Золотухиной Н.Д., машинисту компрессорных установок шахтоуправления «Александр-Западная» не засчитан в льготный стаж по списку № 2  весь период работы с  22.08.92 г. по 31.10.2006 г.   (14 лет и 2 мес.);

Гусеву Н.И, газоэлектросваршику КП «Зуевский электромеханический завод»   не засчитан в льготный стаж по списку № 2,  период работы с  02.11.92 г. по 02.08.94 г.   (почти 2 года) и т.д.

Однако, согласно пункту 3 «Порядка проведения  аттестации рабочих мест по условиям труда на территории  Донецкой Народной Республики»,    утвержденного  Постановлением Совета  Министров ДНР от  31 мая 2016 г. №  7-25,   обязанность  за   проведение аттестации рабочих мест и уведомление работника о ее проведении,   возлагается на руководителя предприятия, организации.

 То есть вины работника в том, что его рабочее место своевременно  не аттестовано- нет. И если работник в период проведения аттестации, после 5-летнего срока продолжал работать в тех же условиях и эти условия подтверждаются через несколько месяцев (лет) повторной аттестацией, то этот  период работы необходимо засчитывать в стаж работы  дающий право на   пенсию по возрасту на льготных условиях.

Как это ни парадоксально звучит,  но  отсутствие аттестации рабочего места  влияет исключительно на исчисление стажа работы  дающего право на  получение пенсии на льготных условиях, и абсолютно не распространяется на режим работы (для работников, чьи рабочие места не аттестованы, действует 36 часовая рабочая неделя и 6 часовой рабочий день).  Кроме того, работники , чьи места не аттестованы, но профессия (должность) внесена в Список №1 или Список № 2 имеют право на  удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск за фактически отработанное время во вредных и тяжелых условиях труда.

Представитель  ФП ДНР при рассмотрении  заявлений,  где  по вышеизложенным причинам работнику   отказывалось в зачислении льготного стажа, постоянно  в особом мнении (в письменной форме)  указывает  на отсутствие вины работника и несоответствие положений пункта  8 Порядка, нормам конституции ДНР, а, следовательно, на нарушение  конституционного права работника на получение пенсии на льготных условиях или за выслугу лет.

Обращаем Ваше внимание, что в Донецкой Народной Республике уже имеет место положительная судебная практика, связанная с зачислением в стаж работы, дающий право на получение пенсии по возрасту  на льготных условиях или за выслугу лет в связи с несвоевременным проведением аттестации рабочих мест, либо ее отсутствием.. Суды первой инстанции и Верховный суд ДНР  выносят положительные решения в пользу работников  в связи с отсутствием их вины.

   Представителями ФП ДНР оказывается работникам, членам профсоюзов помощь в подготовке исковых заявлений в суд и в представлении их интересов во время судебных процессов.  Поэтому, члены профсоюзов, которым было отказано в зачислении периодов работы на получение пенсии на льготных условиях могут обращаться с этим вопросом  в Федерацию профсоюзов ДНР или свою отраслевую (территориальную) профсоюзные организации за консультацией и защитой своих прав.

Рекомендуем председателям первичных профсоюзных организаций:

— при заключении коллективных договоров  уделить особое внимание вопросу своевременного проведения аттестации рабочих мест: — вменить администрации предприятия обязанность своевременно проводить аттестацию рабочих мест  по всем категориям должностей, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях или за выслугу лет.

-при приеме на работу с вредными и тяжелыми условиями труда информировать работников о наличии аттестации его рабочего места.

–осуществлять профсоюзный контроль за своевременностью проведения аттестации рабочих мест со стороны администрации предприятия. Проводить разъяснительную работу о негативных для них последствиях несвоевременного проведения аттестации рабочих мест.

 

Главный специалист по вопросам правовой работы ФП ДНР