Для анализа социально-экономической защиты трудящихся был взят опыт работы профсоюзов двух стран — Российской Федерации и Беларуси, так как эти профсоюзы являются крайне сильными и стабильными. При более детальном анализе деятельности профсоюзов этих стран стало ясно, что Федерация Профсоюзов Беларуси (Далее – ФПБ), находясь в условиях нестабильной экономической ситуации, охватывает задачи, сопоставимые с теми, с которыми сталкивается наш профсоюз. В свою очередь, Федерация Независимых Профсоюзов России имеет более развитую экономическую систему, а соответственно задачи, которые они перед собой ставят, неактуальны в наших экономических, политических и социальных условиях.
ФПБ очень обширно использует различные методические рекомендации и макеты, которые разъясняют порядок действий профсоюзных организаций по определенным направлениям работы. Такие рекомендации способны облегчить работу первичных профсоюзных организаций в сфере социальной экономической защиты членов профсоюзов и организационно- уставной деятельности. Считаем, что в наших условиях в практической деятельности могут быть применимы такие виды методических рекомендаций, заметок и макетов как:
- Методические рекомендации по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов работников в условиях экономической несостоятельности (банкротства) организаций;
- Рекомендации по действиям профсоюзов в условиях изменения финансово-экономического положения организаций (в помощь профсоюзному активу организаций);
- Макет соглашения между районным (городским) исполнительным комитетом, районным (городским) союзом нанимателей и районным (городским) объединением организаций профсоюзов на 201_ – 201_годы
Методические рекомендации по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов работников в условиях экономической несостоятельности (банкротства) организаций
Так, «Методические рекомендации по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов работников в условиях экономической несостоятельности (банкротства) организаций» раскрывают для профсоюзного актива понятия, смысл и перечень необходимых действий в случае, если предприятие находится, или только собирается переходить в статус «Банкротства». Если брать за основу данный план методических рекомендаций, то можно сформулировать следующее содержание для подобного методического пособия :
- Понятия и признаки банкротства.
- Что такое банкротство?
- Что такое неплатежеспособность?
- В чем проявляется неплатежеспособность организации непосредственно для работников?
- На основании чего определяется неплатежеспособность организации?
- Порядок обращения в суд по делу о банкротстве.
- Какой суд рассматривает дела о банкротстве?
- Кто может подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве?
- Кто имеет право участвовать в судебном процессе по делу о банкротстве?
- Процедуры банкротства организации.
- Итоги.
- Действия профкома в условиях появления признаков банкротства.
- Подготовка к участию в процессе по делу о банкротстве.
- Заключение.
Учитывая особенности нынешней экономической ситуации, случаи, когда предприятие оказывается неплатежеспособным, к сожалению, не столь редкие! Поэтому, данное пособие сможет разъяснить теоретические основы данного вопроса и позволит грамотно на неё отреагировать профсоюзной организации.
Учитывая, что Закон ДНР «О банкротстве» отсутствует, а так же с учётом пункта 2 Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики №9-1 от 02.06.2014г. с изменениями от 10.01.2015г, Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики №1-1: «Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики, применяются в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики», так в связи с этим, в данном вопросе следует использовать Закон Украины «О возобновлении платёжеспособности должника или признание его банкротом» №2343-12 от 14.05.1992г.
Рекомендации по действиям профсоюзов в условиях изменения финансово-экономического положения организаций (в помощь профсоюзному активу организаций)
Целью «Рекомендаций по действиям профсоюзов в условиях изменения финансово-экономического положения организаций (в помощь профсоюзному активу организаций)» является оказание методической помощи профсоюзному активу по защите трудовых и социально-экономических прав работников – членов профсоюзов в условиях ухудшения финансово-экономического положения организаций.
Основными задачами, которые ставит перед собой ФПБ, являются недопущение снижения уровня заработной платы, социальных гарантий, установленных коллективным договором, сохранение рабочих мест, что в свою очередь, созвучно с основными направлениями деятельности ФП ДНР, которые утверждены постановлением Съезда Федерации Профсоюзов ДНР №С-1 от 21.02.2015г. Для решения поставленных задач, по мнению ФПБ, профсоюзному активу важно знать основные нормативные правовые акты, регулирующие отношения нанимателей и работников, а в наших условиях, при разработке подобного материала, следует помнить пункт 2 Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики №9-1 от 02.06.2014г.
Так, ФПБ, для обеспечения должного уровня защиты трудовых и социально-экономических прав работников – членов профсоюза профсоюзному комитету предлагает проводить работу по следующим направлениям:
1. Содействие укреплению экономического положения организации;
Основной работой, например, в этом направлении ФПБ видит то,что председатель профсоюзного комитета должен принимать активное участие в работе производственных совещаний, проводимых нанимателем, отстаивать позицию профсоюзной организации, всемерно защищая трудовые и социально-экономические права работников – членов профсоюза. А также, далее приводится целый перечень вопросов, в решении которых председатель профсоюзного комитета должен принимать участие.
2. Сохранение уровня оплаты труда, социальных гарантий работникам;
Помимо основных положений, ФПБ особым пунктом выделила «отпуска без сохранения з/п», что в наших условиях также крайне актуально. Они считают что, профсоюзному комитету, прежде всего, необходимо добиваться включения в коллективный договор положения о размере сохраняемой части заработной платы на период приостановления работ. Кроме того, профсоюзный комитет должен также провести работу среди работников – членов профсоюза по предупреждению подачи ими заявлений о согласии предоставления отпуска без сохранения заработной платы.
3. Обеспечение занятости, защита прав работников, подлежащих сокращению;
После разбора порядка, предусмотренного законодательством Беларуси о массовом высвобождении работников, ФПБ предлагает профсоюзу настаивать на следующих пунктах в коллективных договорах:
- сохранение за уволенным по сокращению численности или штата работником права возврата на прежнее место работы в течение года при появлении соответствующих вакансий согласно имеющейся квалификации;
- сохранение за высвобожденными работниками до трудоустройства их на новую работу очереди на получение жилья, места в общежитии;
- выдача единовременной материальной помощи;
- оказание материальной помощи членам семьи высвобождаемого работника, находящимся на его иждивении (например, в течение 6 месяцев со дня получения им статуса безработного);
- выплата работникам, ставшим безработными в результате сокращения численности или штата работников, денежной компенсации в размере, например, не менее 25 процентов сверх размера государственного пособия в течение 6 месяцев со дня получения статуса безработного;
- неснятие с профсоюзного учета высвобожденных работников до их трудоустройства для сохранения права пользования социальными льготами, установленными в организации;
- предоставление высвобождаемым работникам до трудоустройства их на новую работу права пользования спортивными, оздоровительными и другими объектами соцкультбыта на прежних условиях.
4. Правовое обеспечение работы;
Под правовым обеспечение работы, ФПБ понимает следующее: общественный контроль, учёба профактива, консультационные пункты, информирование вышестоящие хозяйственные и профсоюзные органы и другое.
5. Информационное обеспечение;
Под информационной работой, ФПБ, понимает такие работы как: отчёты нанимателя перед коллективом работников о социально-экономическом положении организации, использование информационных ресурсов (стенды, радио и т.д.) и прочие.
В конце находится перечень нормативных правовых актов по вопросам защиты трудовых и социально-экономических прав работников – членов профсоюзов, с краткими выдержками из них.
Макет соглашения между районным (городским) исполнительным комитетом, районным (городским) союзом нанимателей и районным (городским) объединением организаций профсоюзов на 201_ – 201_годы
И последним из приведенного выше списка, является Макет соглашения между районным (городским) исполнительным комитетом, районным (городским) союзом нанимателей и районным (городским) объединением организаций профсоюзов на 201_ – 201_годы. В связи с не повсеместным охватом территориальных соглашений территории ДНР, на опыте прошлых годов, создание макета может поспособствовать более широкому его распространению. Так как, данный макет разрабатывается на основе законодательства и Генерального соглашения то детальный обзор имеющегося макета ФПБ, является нецелесообразным.
Учитывая, что в Донецкой Народной Республике отсутствует законодательство «О социальном диалоге» и с учётом ответа Государственной инспекции по вопросам соблюдения законодательства о труде №01/05-38 от 13.07.2015г. об использовании Генерального и Регионального соглашений, Федерации Профсоюзов ДНР и Отраслевым профсоюзным организациям следует направить усилия на принятие Закона «О социальном диалоге» и заключение Генерального, Отраслевого и Территориального соглашений.