Спрашивают-отвечаем!

На горячую линию ФП ДНР  поступают вопросы, связанные с признанием собственником и наемным работодателем   первичных профсоюзных организаций,    порядком    удержания с  членов профсоюза профсоюзных взносов и   перечислением их ППО.

1.Имеет ли право собственник, Наблюдательный Совет или наемный работодатель  предприятия, организации запрещать создание первичной профсоюзной организации или  его деятельность?

Разъясняем следующее:

Нет не имеют.

Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

 Аналогичная норма   на создание профсоюзов с целью защиты  прав и интересов   членов профсоюзов   закреплена в ч.1 ст.11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее Закон).

Согласно ч.1 ст. 6 Закона Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

При этом, законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами (ч. 2 ст. 6 Закона).

Учитывая, что    основной функцией профсоюзов  является представительство и защита права и интересы  трудящихся, профсоюзы,   наделены правом обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры (ч.1 ст. 11 и ч. 1 ст. 23 Закона). 

В случаях выявления нарушений работодателем  и его должностными лицами  индивидуальных  трудовых отношений,  коллективных прав и интересов работников  (в случае наделения  их полномочиями на представительство в установленном  законодательством порядке), Госинспекция труда (прокуратура) при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание, обязательное для исполнения.

В случае игнорирования  работодателем  ППО, выборный профсоюзный орган  может написать работодателю Претензию. Если работодатель будет продолжать игнорировать профсоюзную организацию, то  для защиты своих прав  профсоюзной организации необходимо обратиться с жалобой в  прокуратуру либо с   исковым заявлением в суд, так как  согласно ст. 29 Закона дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации.

Решение о запрете деятельности профсоюзной организации может быть принято  исключительно  судом в порядке,  предусмотренном законодательством  при наличии веских оснований, таких как нарушение закона при создании профсоюза, его деятельности или угроза национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения, окружающей среде, правам и свободам граждан.

 

2. Какие меры  ответственности предусмотрены  законодательством за нарушение прав профсоюзов

Согласно ст. 30 Закона  за нарушение  прав профсоюзов должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Так, частью 2 ст. 30 Закона предусмотрено право профсоюзов требовать привлечения к дисциплинарной ответственности  вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

В статье предусмотрена также обязанность работодателя по  требованию  профсоюзных органов   расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностными лицами,   нарушающими  законодательство о профсоюзах, не выполняющими своих обязательств по коллективному договору, соглашению.  

 Кроме того,   статьёй 5.31 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (далее КоАП РФ) предусмотрено административное взыскание в виде  предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трёх до пяти тыс. руб. за нарушение  или  невыполнение  работодателем  или  лицом,  его  представляющим,  обязательств  по коллективному договору, соглашению  .

Согласно ст. 5.33 КоАП РФ за невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, предусмотрено наложение административного штрафа в размере от двух  до четырех тыс. руб.

За уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об  изменении  или  о  дополнении коллективного  договора,  соглашения  либо  нарушение  установленного законом  срока проведения  переговоров, необеспечение  работы  комиссии  по  заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки; непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный  законом,  информации,  необходимой  для  проведения  коллективных  переговоров  и  осуществления  контроля  за соблюдением коллективного договора, соглашения; уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в  примирительных  процедурах,  в  том  числе  непредоставление  помещения  для  проведения  собрания  (конференции)  работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания такой конференции) КоАП РФ  предусматривает   наложение административных взысканий в виде  предупреждения  или  наложение административного  штрафа  в  размере  от  одной  до трёх тыс. руб. (ст. 5.28, 5.29, 5.32 КоАП РФ). 

3. Что касается  сбора и перечисления  первичной профсоюзной организации профсоюзных взносов, а также порядка  их перечисления при смене собственника, разъясняем следующее:

Частью 5 ст. 377 ТК РФ   на работодателя возложена обязанность при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза,  ежемесячно бесплатно перечислять на счёт профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. При этом, работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Однако в последнее время возникает много проблем связанных с применением части 5 ст.377 ТК РФ  в связи с  использованием работодателями в качестве обоснования для отказа  в сборе и перечислении профсоюзных взносов первичной профсоюзной организации множества причин. Так, одной из основных причин отказа работодателей  является  закрепление на законодательном уровне нормы, что порядок  перечисления взносов должен быть определен в коллективном договоре.  И отсутствие в организации коллективного договора зачастую используется  работодателем как обоснование невозможности удерживать и перечислять профсоюзные взносы, поскольку не выполнено условие ч. 5 ст. 377 ТК РФ. Поэтому  ППО необходимо  приложить усилия для заключения коллективных договоров.  А в главах коллективного договора, посвященных гарантиям  профсоюзной деятельности  предусмотреть Положения  об удержании и уплате профсоюзных  взносов,   Но если  в   соглашениях (региональных, отраслевых и др.), распространяющихся на данного работодателя  выписаны гарантии профсоюзной деятельности, включая  Порядок   перечисления профсоюзных взносов, то его .можно использовать на практике в качестве  аргумента практического применения при удержании проф. взносов и перечислении их  на расчетный счет ППО. В данном случае отказ Работодателя  будет являться нарушением  норм  ч. 5 ст. 377 ТК РФ и влечёт административную ответственность  предусмотренную ст. 5.27  КоАП РФ   А при повторном совершении подобного правонарушения руководитель организации может быть дисквалифицирован по решению суда на срок до трех лет.  

Вторым главным условием для перечисления  профсоюзных взносов является  наличие письменных заявлений работников-членов профсоюза. И здесь тоже возникают   отказы в удержании  и перечислении профсоюзных взносов. Для обоснования своего отказа удерживать с работников членские профсоюзные взносы работодатели используют разные                   аргументы.

Например, требуют оформлять заявления работников о перечислении профсоюзных взносов по  разработанной им форме или ограничивают действие заявления определенным сроком..  Подобные действия работодателя незаконны так ка обязательных форм заявлений о перечислении профсоюзных взносов и    каких-либо требований к форме  содержания  заявлений закон не устанавливает. При этом, прерогатива  определения формы и содержания заявления  принадлежит профсоюзам.  Периодичность оформления заявлений тоже не предусмотрена законом. 

Обращаем внимание, что заявления о перечислении профсоюзных взносов целесообразно направлять работодателю централизовано  через профорганизацию. И  ППО,  прежде чем передавать их представителям работодателя,  лучше снять  копии всех заявлений  и хранить их в профорганизации   в качестве аргументов при возникновении ситуаций, связанных с реальной или мнимой утратой работодателем заявлений работников. В противном случае, в такой ситуации профорганизации  необходимо  будет организовывать повторное оформление работниками заявлений.     

Что касается смены формы собственности, то обращаем Ваше внимание, что  при изменении наименования организации, ее реорганизации в форме преобразования (смены организационно-правовой формы юридического лица,   или    расторжении трудового договора с руководителем организации коллективный договор сохраняет действие (ст. 43 ТК РФ), и оформлять новые заявления работников об удержании и перечислении взносов не требуется. Исключение составляют случаи смены работодателя когда работник продолжает трудиться на своем месте (например при банкротстве: прежняя организация-работодатель ликвидируется, производственные мощности приобретаются новой организацией, а  работники пишут заявления о переводе к новому работодателю). В таких случаях новый работодатель, не имея заявлений от членов профсоюза в свой адрес, не будет иметь и законных оснований для удержания и перечисления взносов. Ранее написанные заявления уже недействительны. В этой ситуации членам профсоюза  придётся  написать новые заявления в адрес нового работодателя.

 Главный специалист по вопросам правовой работы  ФП ДНР